Возврат налога из бюджета – Возврат налогов в 2018-2019 годах (заявление и порядок)

Возврат налогов в 2018-2019 годах (заявление и порядок)

Когда есть право на возврат налога

Возврат излишне уплаченного налога

Особенности возврата излишне взысканных сумм

Возврат налогового вычета

Заявление на возврат налога: образец

 

Когда есть право на возврат налога

Всего ситуаций, когда можно претендовать на возврат налога, 3:

  1. Вы переплатили в бюджет.
  2. Налоги неправомерно взыскала ИФНС.
  3. У вас есть право на получение вычета.

В зависимости от ситуации различается и порядок действий по возврату налога. Что предпринять в каждой из них, вам расскажут материалы данной рубрики.

Возврат излишне уплаченного налога

Итак, у вас переплата, и вы хотите ее вернуть. На что следует обратить внимание?

Прежде всего, на дату ее возникновения. На возврат налога Налоговым кодексом отведено 3 года. Исчисляются они с даты возникновения переплаты. И если по обязательным платежам, которые перечисляются только по итогам налоговых периодов, определить эту дату достаточно просто, то по налогам с авансовым механизмом расчетов может возникать вопрос: «Считать срок на возврат налога с даты внесения в бюджет аванса или годового платежа?».

Ответ на этот вопрос ищите в этой публикации. В ней рассмотрен налог на прибыль, но выводы применимы ко всем налогам, которыми мы авансируем бюджет.

Если 3-годичный срок пропущен, на возврат налога можно не рассчитывать.

Если временные рамки позволяют, вам нужно решить, как вы хотите использовать имеющийся излишек. Получить его назад можно не только в форме возврата налога, но и в форме зачета «лишнего» в счет недоимок или будущих платежей. И в том и в другом случае от вас потребуется заявление.

Посмотреть и скачать образец заявления на возврат налога можно в этой статье.

Заявление подано — осталось дождаться решения налоговиков. На решение о зачете у них есть 10 дней, на решение о возврате налога — 1 месяц после получения заявления. За нарушение сроков возврата с ФНС можно получить проценты.

Об их размере узнайте из статьи «Как рассчитать проценты за просрочку возврата налога».

А все спорные вопросы, связанные с налоговой переплатой, вам поможет разъяснить материал «Ст. 78 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Особенности возврата излишне взысканных сумм

Излишне взысканные суммы являются следствием налоговых доначислений, которые впоследствии оказываются незаконными. Например, вас проверили, доначислили налог и пени, а возможно, и штраф. Вы все это уплатили, а затем успешно обжаловали доначисления в суде. У вас есть все основания вернуть то, что взыскано не по закону.

Для возврата налогов в такой ситуации применяются правила ст. 79 НК РФ, которые отличаются от возврата переплаты следующим:

  • Подать заявление на возврат налога вы можете не только в инспекцию, но и сразу в суд.
  • Для возврата налога налогоплательщик подает в налоговый орган заявление – срок для его подачи увеличен с 1 месяца до 3 лет. С какой даты увеличены сроки на подачу заявления, узнайте из публикации.
  • У налоговиков есть 10 дней с момента получения заявления для принятия решения о возврате излишне взысканного налога.
  • Суммы возвращаются с процентами в любом случае, а не только при нарушении срока возврата.

Форма заявления на возврат излишне взысканных сумм та же, что и для возврата переплаты. О ней читайте здесь.

Возврат налогового вычета

Если в результате применения вычета бюджет остался должен вам некую сумму, вы вправе ее вернуть. Такая ситуация может сложиться у плательщиков:

  • НДС;
  • акцизов;
  • НДФЛ.

Возврат вычетов по НДС (его возмещение) происходит по особому сценарию, который прописан в ст. 176 НК РФ.

Ответы на некоторые спорные вопросы по возврату налога на добавленную стоимость можно найти в этом материале.

Если же вам нужны подробности, обратитесь к нашей рубрике «Возмещение НДС».

Аналогичная процедура для вычетов по акцизам предусмотрена ст. 193 НК РФ.

Возврат вычета по НДФЛ зависит от того, где вы его получаете:

  • в ИФНС — в этом случае действуют общие правила ст. 78 НК РФ;
  • на работе — тогда возврат налога должен происходить с учетом ст. 231 НК РФ.

Текст этой статьи и комментарии к ней ищите

здесь.

Заявление на возврат налога: образец

Мы кратко рассмотрели все возможные ситуации с возвратом налога. Они разные, но у них есть один обязательный атрибут — заявление.

Документ важен потому, что только посредством его подачи налогоплательщик может потребовать назад суммы, которые переплатил в казну по собственной воле или помимо нее. Не будет заявления — не будет и возврата.

Подача такого заявления запускает возвратный механизм, а также сроки, в которые налоговики должны успеть завершить процедуру, чтобы не навредить бюджету. А значит, от вас требуется правильно его составить и вовремя подать. А помогут вам в этом материалы нашего сайта, например:

Удачных вам возвратов!

nalog-nalog.ru

25. Возврат налога из бюджета: условие и порядок

Возврат налога из бюджета является факультативной стадией налогово-го производства, которая возможна только после исполнения налогоплатель-щиком налогового обязательства. Возврат налога означает возврат государст-вом налогоплательщику излишне поступивших сумм налогов.  Налоги могут поступить в бюджет в завышенном размере в силу раз-личных причин; как правило, таковыми являются:  ошибка налогоплательщика при исчислении и уплате налога;  переплата авансовых платежей;  неиспользование авансовых налоговых платежей;  реализация той или иной налоговой льготы;  неправомерное взыскание налогов налоговым органом.  В первом случае налогоплательщик неверно определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет, из-за счетной ошибки, неиспользования предоставленной ему налоговой льготы и т.д.  Неиспользование авансовых платежей означает, что в течение отчетно-го периода налогоплательщик по тем или иным причинам переплатил аван-сом налог в бюджет, который подлежит возврату по предоставленному в на-логовые органы налоговому расчету.  Неиспользование авансовых налоговых платежей имеет широкое рас-пространение при уплате таможенных платежей, когда плательщик перечис-ляет на депозит таможенного органа большую сумму, чем ему необходимо.  Что касается возврата налога при реализации налоговой льготы, то имеются в виду случаи по налогу на добавленную стоимость, когда по ре-зультатам отчетного периода выясняется, что налогоплательщик уплатил по НДС своим поставщикам и подрядчикам большую сумму, чем получил от своих покупателей и заказчиков.  В ряде случаев налоговые органы в результате превышения своих пол-номочий или неправильного применения налогового законодательства взы-скивают в бюджет суммы недоимок, а впоследствии, после прохождения су-дебного или административного порядка обжалования выясняется, что обяза-тельств по уплате налогов у плательщика не было. В этом случае суммы не-правомерно взысканных налогов также подлежат возврату.  Система нормативного регулирования проведения возвратов по нало-гам состоит из двух уровней: общего и специального.  Общий порядок возврата из бюджета регулируется Инструкцией 26 О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных плате-жей. Так, налоги подлежат возврату по письменному заявлению налогопла-тельщика, если не истек трехгодичный срок со дня их поступления. При этом для разных налогов установлены свои сроки, в течение которых налог должен быть возвращен начиная с момента обнаружения переплаты. Например, по налогу на прибыль возврат должен быть осуществлен в десятидневный срок со дня получения налоговыми органами письменного заявления налогопла-тельщика.  В то же время, согласно п. 3 ст. 38 Закона СССР от 14 июня 1990 г. О налогах с предприятий, объединений и организаций (до сих пор действую-щего на территории России в части, не противоречащей российскому законо-дательству), возврат платежей из бюджета производится, если не истек го-дичный срок со дня их поступления. Однозначного ответа о сроках возврата налогов до сих пор нет.

studfiles.net

Было ваше – стало наше: как вернуть налоговую переплату из бюджета

Переплата налога в бюджет может возникать по самым разным причинам. Например, в случаях уплаты в течение года авансовых платежей по налогу, размер которых в итоге превышает необходимую к уплате сумму. Или когда плательщик забывает об имеющихся у него льготах по тому или иному налогу, и уплачивает его на общих основаниях. Причиной переплаты может являться и банальная ошибка, допущенная бухгалтерией. При этом переплаченный налог может быть либо возвращен обратно плательщику, либо зачтен в счет уплаты недоимки по другому налогу. Но не всегда. В ряде случаев вернуть переплату оказывается не так-то просто. Для БУХ.1С разбирался с вопросом возвраты налогов из бюджета эксперт по налогообложению

Игорь Кармазин.

Вернуть нельзя оставить

Порядок возврата и зачета излишне уплаченной суммы налога регламентируется положениями статьи 78 НК РФ. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Обнаруженная переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам (п.1 ст. 78 НК РФ). В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется соответствующее заявление налогоплательщика. Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90.

Минфин РФ в письме № 03-02-07/1-260 от 25.07.2011 пояснил, что зачет налога в счет будущих платежей налогоплательщика производится только с его согласия. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Фискалы исходят из того, что налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС. Данная позиция была закреплена еще Минфином РФ в письме от 30.12.2011 № 03-07-11/362. Здесь был рассмотрен вопрос о возможности зачета суммы излишне уплаченного НДС в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Минфин указал, что НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций – региональным. Сумма переплаченного НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Но плательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС.

В Письме Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 также отмечается, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.

Наряду с зачетом плательщик может заявить о возврате переплаты. Заявить о возврате нужно по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 г. № ММВ-7-8/90. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п.6 ст. 78 НК РФ). Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

При этом закон содержит ряд ограничений на возврат налога. Первое ограничение – пропуск срока на возврат. Заявление о зачете или о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ).

Второе ограничение заключается в наличии у плательщика недоимки по налогам. Возврат плательщику переплаты при наличии у него недоимки по налогам, пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п.6 ст. 78 НК РФ).

Между тем, в некоторых случаях отказать в возврате переплаченной суммы налоговики могут и по основаниям, прямо не указанным в НК РФ.

Шпаргалка от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

2. Переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется заявление налогоплательщика.

3. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

4. Налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС.

5. Плательщик может заявить о возврате переплаты. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Закон содержит ограничения на возврат налога: пропуск срока (3 года со дня уплаты указанной суммы) и наличие у плательщика недоимки по налогам (возврат при наличии недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки).

7. Самая частая причина для отказа в возврате переплаты – пропуск срока. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию. Возвратить налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

8. Компании, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации, должны успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур. 

Кто не успел, тот опоздал

Пропуск законного срока является самой частой причиной для отказа в возврате переплаты. Как мы уже говорили, заявить о возврате переплаты можно в течение трех лет с момента его уплаты. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию. 

Возвратить же налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

Но налоговики рассчитывают данный срок одинаково для всех случаев. То есть, именно с момента перечисления налога в бюджет. С их точки зрения получается, что в момент уплаты налогоплательщик уже точно знает о том, что переплачивает налог и что ему предстоит пройти ряд инстанций для его возврата. Логика более чем странная.

На ошибочность данной позиции было обращено внимание еще в Постановлении ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09. 

Судьи пояснили, что пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда он узнал об этом факте.

Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты, не может считаться момент уплаты налога или подачи уточненной декларации. 

Таким моментом является, например, день получения плательщиком акта совместной сверки расчетов с налоговой инспекцией. Из акта становится понятно, имеется ли у плательщика недоимка, или же напротив – переплата по налогу. 

Именно с момента получения акта сверки и следует отсчитывать начало течения трехлетнего срока. 

Кому я должен – всем прощаю

Проблемы с возвратом переплаты могут возникнуть и у компании, находящейся в стадии банкротства или ликвидации. Главное здесь – успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур. В противном случае налог так и останется в бюджете, а переплату попросту спишут.

Налоговики исходят из того, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату исключительно налогоплательщику ликвидируемой организации до момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ее ликвидации.

Заявить о возврате может как сама организация, так и конкурсный управляющий, к которому переходят полномочия по управлению делами юрлица. 

Если ликвидатор этого не сделает, налог нельзя будет вернуть даже в рамках банкротства, несмотря на то, что закон предусматривает распределение имущества компании, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 58 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Дело в том, что п. 4 ст. 49 НК РФ прямо устанавливает специальное правило о возврате излишне уплаченных налогов налогоплательщику-организации. Следовательно, после ликвидации юрлица учредители не смогут возвратить переплату. 

Переплату также нельзя и уступить другому лицу в порядке статьи 382 ГК РФ. Такой точки зрения придерживаются и арбитражные суды (например, АС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.08.2014 № Ф03-3110/2014).

Таким образом, исключение юрлица из ЕГРЮЛ лишает возможности возврата переплаты налога, но отнюдь не прекращает обязанности по уплате налогов (письмо ФНС России от 27.11.2013 № СА-4-14/21159).

Неужели тебя не вернуть никогда (переплата НДФЛ)

Массу вопросов вызывает возможность зачета/возврата из бюджета сумм излишне уплаченного НДФЛ. В настоящее время налоговики обосновывают отказы в возврате налога ссылками на то, что налоговый агент в принципе не может переплатить НДФЛ.

НДФЛ удерживается с доходов работников в фиксированной сумме – 13% от заработка. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Закон позволяет вернуть налог только работникам и только в том случае, если он был переплачен в бюджет за их счет. То есть, в случае излишнего удержания налога у сотрудника (ст. 231 НК РФ).

Перечисленная же компанией в бюджет сумма, превышающая сумму фактически удержанного налога, не является НДФЛ, если излишнего удержания у работников не было. Перечисление указанной суммы производится неправомерно. И она не подлежит возврату налоговому агенту.

Такими же доводами руководствуются и арбитражные суды. Одно из последних таких дел рассмотрел АС Московского округа в Постановлении от 29.11.2016 по делу № А40-3052/2016. Суд указал, что агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Агенты не платят НДФЛ за счет собственных денежных средств. В противном случае перечисленная в бюджет из своих средств сумма не будет считаться НДФЛ.

Не возникнет у налогового агента и переплаты по этому налогу. Иными словами, переплаченная за счет агента сумма не может быть ни зачтена в счет будущих платежей по НДФЛ, ни возвращена налоговому агенту в качестве данного налога.

Однако вернуть переплаченную сумму все же можно. О том, как это сделать, рассказала ФНС РФ в письме от 04.07. 2011 № ЕД-4-3/10764. Ведомство отметило, что налоговый агент не может требовать возврата переплаченной суммы НДФЛ. Агенту следует обратиться в налоговый орган с заявлением, в котором он должен потребовать возвратить на свой расчетный счет сумму, не являющуюся НДФЛ и ошибочно перечисленную в бюджет.

При этом налоговики должны будут осуществить по заявлению налогового агента совместную сверку расчетов по налогам и представить справку о состоянии расчетов указанного лица. Данная справка и акт и будут являться основанием для возврата переплаты.

buh.ru

Возврат налогов из бюджета | Блог Корпоративного Юриста



В процессе реализации обязанности, связанной с уплатой налогов, налогоплательщик не всегда может точно рассчитать налоги.

Например, некоторые особенности документооборота внутри той или иной компании и при ее работе с контрагентами влекут изменение данных налогового учета, что требует представления уточненной декларации.

Чаще всего, в результате таких уточнений происходит изменение сумм начисленных налогов и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Помимо того, указанные изменения могут быть вызваны технической или иной ошибкой бухгалтера при расчете налога либо при его перечислении.

Совершить ошибку может и налоговый инспектор.

В результате такой ошибки происходит излишнее взыскание налогов с налогоплательщика.

Если итогом ошибки стала недоимка, то все довольно просто – заплатите налоги, а также пени за их просрочку.

Немного сложнее, когда дело касается переплаты, а равно излишнего взыскания налогов.

Разберемся, сначала, какие налоги можно признать излишне взысканными, а какие считать излишне уплаченными.

Как следует из разъяснений Президиума ВАС РФ, налоги считаются:

— Излишне уплаченными в случае, если начислены в самостоятельном порядке самим налогоплательщиком и указаны им в налоговой декларации.

В данном случае не имеет значение, как перечислялись налоги – в самостоятельном порядке либо посредством взыскания налоговой инспекцией недоимки по налогам.

— Излишне взысканными в случае, когда налоги начислялись согласно решению налоговой инспекции, но в дальнейшем оно было признано недействительным (полностью или в части).

Неважно, заплатил ли налогоплательщик сам по решению либо взыскание произвела инспекция, такие суммы налогов должны быть возвращены с процентами (ст.79 НК).

Порядок, сроки возврата излишне уплаченных (а равно взысканных) сумм налогов подробно регулируются ст.ст.78-79 НК РФ.

Процедуру возврата переплаченных налогов осуществляют налоговые органы (происходит по месту учета самого налогоплательщика).

Причем, они обязаны налогоплательщика проинформировать о каждом факте переплаты в срок – десять дней (рабочих) со дня обнаружения данного факта.

С целью подтверждения переплаты возможно проведение мероприятий по сверке сумм налогов (результат отражается в двухстороннем акте по форме).

Для того, чтобы налогоплательщику произвели возврат, он должен представить заявление в письменном виде (допускается оформление заявления в электронной форме, подписанное ЭЦП) в налоговую инспекцию.

Необходимо отметить, что заявление может быть представлено в трехлетний срок (со дня уплаты излишней суммы).

Если налогоплательщик узнал об имеющейся переплате уже после трехлетнего срока, то он вправе подать в суд иск о возврате переплаты — в рамках общего трехгодичного давностного срока (считается с момента, когда он узнал (должен был узнать) о переплаченных суммах.

Налоговая инспекция должна принять решение о возврате налогов, излишне уплаченных в бюджет, в срок — десять дней:

— со дня поступления (регистрации) заявления от налогоплательщика;

— либо со дня подписания двустороннего акта сверки уплаченных налогов (когда сверка была проведена).

В пятидневный срок (его отсчет начинается со дня принятия решения) налоговая обязательно сообщает письменно о принятом решении налогоплательщику.

Для возврата налога предусмотрен месячный срок (течет с даты, когда налоговая получит заявление на возврат). Если срок нарушен, на сумму образовавшейся переплаты подлежат начислению проценты.

Если рассматривать возврат сумм налога, излишне взысканных, то разница в порядке его возврата связана со сроком на направление заявления о возврате — 1 месяц:
— с момента, когда лицо узнало о том, что с него излишне взыскан налог,

— или со дня, когда вступило в силу судебное решение.

Налоговая обязана будет сделать возврат налога в двухнедельный срок с даты регистрации вашего заявления.

Еще записи по теме

yurist-company.ru

Учет возвращенных из бюджета сумм переплаты по налогам в составе доходов

Возвращенная переплата… налогом чревата?

Экспертиза статьи: М.А. Молоканова, ведущий специалист юридического отдела ИФНС России, референт государственной гражданской службы РФ II класса

Если компания выявила переплату по налогам, она имеет право вернуть ее, подав заявление в налоговую инспекцию. А как учитывать возвращенную из бюджета сумму налога, в своих разъяснениях, адресованных «упрощенцам», подсказали финансисты. Они рекомендовали включить ее в налоговую базу по единому налогу в качестве дохода. Однако, по мнению экспертов журнала «Актуальная бухгалтерия», такую точку зрения вряд ли можно считать правомерной.

Итак, по мнению Минфина России (1) , компании, уплачивающие единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, должны учитывать возвращенные из бюджета суммы переплаты по налогам в составе доходов. В качестве единственного аргумента чиновники приводят отсутствие такого вида «дохода» в установленном Налоговым кодексом перечне доходов(2) , не учитываемых при определении налоговой базы (Об изменениях в Налоговом кодексе в Главе «УСН» читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 12, 2008).
Указанные разъяснения даны как ответ на вопрос, который непосредственно в тексте самого письма сформулирован так: «О включении сумм переплаты по налогам, возвращенных из бюджета, в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН». Налогоплательщик может сделать вывод, что необходимость признавать доходом поступившие из бюджета суммы налога для «упрощенцев» связана с тем, что для таких компаний установлено признание доходов (расходов) в размере фактически уплаченных сумм (кассовый метод) (3). Причем в том числе и для учета затрат на оплату налогов и сборов (4). (Отметим, что в таком же порядке расходы на оплату налогов и сборов учитывают и организации, которые находятся на общей системе налогообложения и используют кассовый метод (5)).

Сдать любую отчетность в ИФНС и фонды через интернет за 5 минут

Например, компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, в предыдущем налоговом периоде уменьшила налоговую базу по единому налогу на сумму фактически уплаченного (в т. ч. с учетом переплаты) транспортного налога. А в текущем налоговом периоде получила из бюджета суммы этой переплаты на свой расчетный счет. Можно предположить, что в обсуждаемом письме финансисты как раз в такой ситуации и предлагают считать возвращенные суммы налога доходом.
Рассматриваемая проблема не должна касаться тех налогов, которые не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу (например, налогу на прибыль или уплачиваемому при УСН) либо если компания применяет общую систему налогообложения по методу начисления, при которой налоги включаются в состав расходов в размере начисленных сумм независимо от факта их уплаты в бюджет.
Однако запрос чиновникам был сделан не в отношении тех налогов, которые учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы (6). Речь в нем шла о переплате по налогу на прибыль и НДС за предыдущие годы.

Таким образом, принимая во внимание приведенную в разъяснениях формулировку вопроса, выводы финансового ведомства, по всей видимости, носят более общий характер. Тем более что они базируются на применении только норм главы 25 Налогового кодекса.

Сдать любую отчетность в ИФНС и фонды через интернет за 5 минут


По нашему мнению, изложенная в письме(7) позиция достаточно спорна для того, чтобы компании, да и налоговые органы, могли безоговорочно применять эти рекомендации Минфина России на практике. Объясним почему.
Прежде всего, предложенный финансовым ведомством подход противоречит принципам определения доходов, приведенным в первой части Налогового кодекса. Возврат излишне уплаченных налогов не приносит компании какой-либо экономической выгоды. (Кстати, аналогичное мнение Минфин России высказывал по этому вопросу ранее(8) ). В ситуации, когда по данным учета плательщика налога и налоговой инспекции имеется задолженность бюджета перед фирмой, возврат излишне уплаченных налогов происходит в установленном порядке (9). Возвращенные налоговиками денежные средства фактически представляют собой погашение задолженности бюджета перед фирмой, а не получение последней дохода.

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 41
<…>
В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Хотя суммы переплаты по налогам не указаны в статье 251 главного налогового документа, одного этого аргумента явно недостаточно для того, чтобы компаниям стало понятно, на каком основании рассматриваемые средства должны признаваться налогооблагаемым доходом.

Предпринимателям бухгалтер больше не нужен!
Автоматизированная система по сдаче отчетности, расчету налогов и зарплаты, выставлению счетов и актов.


Фирмы, применяющие УСН, включают в объект налогообложения единым налогом доходы от реализации и внереализационные доходы(10) , которые определяются соответственно положениями статей 249 и 250 Налогового кодекса.
Но суммы возвращенной переплаты перечисленными нормами не поименованы, из чего, например, московские налоговики сделали вывод (11), что их нельзя считать доходами, которые должны учитываться при расчете налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения.

Кроме того, необходимо обратить внимание на причину переплаты налогов. Одно дело, когда это просто техническая ошибка, связанная с перечислением налога (например, при подготовке платежного поручения и т. п.). Тогда нужно делать сверку расчетов и возвращать налог. Другое дело, если переплата по налогу образовалась в результате неправильного исчисления налоговой базы или налога. Здесь уже нужно решать вопрос о необходимости сдачи в инспекцию уточненной налоговой декларации (12).
Напомним, что для компаний, признающих расходы на уплату налогов в размере фактически уплаченных сумм, при наличии задолженности по уплате налогов и сборов затраты на ее погашение учитываются(13) :
— в пределах фактически погашенной задолженности;
— в те отчетные (налоговые) периоды, когда компания погашает указанную задолженность.

Предпринимателям бухгалтер больше не нужен!
Автома

delovoymir.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *